On-line консультация
      Адвокат Вадим Володарский
Ваше право - без страха на дорогах!




  Распечатать визитку
  Отправить E-mail
  Консультация  Правовая помощь и цены  Информационные статьи  Книги В.Володарского  Написать письмо

Платная правовая помощь online
Вход
Логин:
Пароль:
Приветствую вас на моём сайте!

Этот сайт посвящён, прежде всего, правовому обеспечению дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и правовой безопасности владельцев и водителей транспортных средств.

Это сфера, где права человека в нашей стране нарушаются едва ли не чаще всего. И именно борьбе с такими нарушениями прежде всего посвящена моя профессиональная деятельность; хотя ещё одна специализация в моей деятельности - авторское право, также занимаюсь и "общеуголовной" юридической практикой, но именно автомобильно-дорожная сфера деятельности остаётся главной.

Надеюсь, что содержащаяся на страницах сайта информация окажется для вас полезной!

С уважением,
Адвокат Вадим Володарский


Авторские статьи
НОВОЕ В СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

С 18 сентября вступили в силу изменения к ряду законодательных актов, которые значительно меняют ?правила игры?, связанные с действием полисов страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Водителям нужно знать об особенностях нового порядка, по крайней мере тех, которые важны непосредственно для них, как для заключения договоров, так и для действий в результате ДТП. Тем более что изменения несут в себе как значительное положительное начало, так и ряд ?подводных камней?, о которых нужно быть осведомлённым, чтобы на них не попасть.
Прежде всего, о заключении договоров.
Раньше существовали три типа полисов, и владелец или водитель транспортного средства мог выбирать, какой из них выгоднее конкретно для него. Теперь эта возможность упраздняется, из Закона ?Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств? исключена соответствующая статья (15). Зато указано, что обеспеченное транспортное средство ? определённое в договоре, при условии эксплуатации его лицами, ответственность которых застрахована. Между тем, по сообщениям МТСБУ, новый образец единственного оставшегося типа полиса составлен так, что страховка будет распространяться на любого водителя (бывший тип 1 полиса).
Такой тип полиса всегда был несколько дороже, чем ?конкретный автомобиль на конкретного водителя?, так что те, кто заключал договор последнего типа (т.к. не имел необходимости доверять свой автомобиль многим водителям), могут несколько пострадать финансово. Но хуже всех придётся тем, у кого не одно транспортное средство. Раньше была возможность застраховать ответственность конкретного водителя при управлении любым транспортным средством разрешённой категории. Теперь такая возможность отсутствует. Каждое транспортное средство нужно будет страховать отдельно, что, естественно, связано с соответствующими затратами.
Вторая важная новость ? сроки действия договоров. Теперь для транспортных средств, имеющих постоянную регистрацию в Украине, и не подлежащих обязательному техническому контролю, срок действия договора не может составлять меньше года. Связано это с тем, что раньше многие заключали договор на 15 дней, ?чтобы пройти техосмотр?, и ездили без страховки.
Однако есть транспортные средства, не эксплуатирующиеся круглый год.  Это и автомобили так называемых ?дачников-пенсионеров?, но самая многочисленная категория ? мотоциклы, эксплуатация которых в зимний период невозможна. Для этих случаев существует возможность указывать в договоре, в какие месяцы будет эксплуатироваться транспортное средство, с соответствующим коэффициентом по стоимости полиса.
Однако больше всего интереса и СМИ, и водителями было проявлено к так называемому ?европротоколу? и порядку оформления ДТП без участия ГАИ. Это понятно, ведь благодаря существовавшему раньше порядку для получения страхового возмещения требовалось в обязательном порядке оформление ГАИ и постановление суда, а в таком случае виновник даже самого незначительного ДТП рисковал лишением права управления. Что приводило к неприменимости страховки во многих случаях. Рисковать ?правами? никто не хотел, потому предпочитали рассчитываться наличными?
Сейчас к ст.124 КоАП Украины введено примечание, что в случае действий по новому порядку оформления ДТП без уведомления ГАИ виновник освобождается от ответственности, что приближается к мировой практике.
При каких условиях это возможно?
Во-первых, если в ДТП участвовали только обеспеченные транспортные средства.
Во-вторых, при отсутствии погибших или травмированных.
В-третьих, при отсутствии у участников признаков опьянения (но это уже, получается, на усмотрение самих участников, если никакая ?третья сила? происшествие не фиксирует и это не проверяет).
В-четвёртых, при согласии участников относительно относительно обстоятельств происшествия, то есть по поводу того, кто виноват. На практике именно в этом пункте у нас бывает самая большая загвоздка.
Само название ?европротокол? у нас не применяется. Документ называется ?сообщение о дорожно-транспортном происшествии?, участник происшествия его заполняют, после чего он предоставляется в страховую компанию. А сам бланк должен выдаваться вместе с полисом страховой компанией своему клиенту, и его на случай ДТП нужно возить с собой.
Дальше начинается то, что может представлять собой ?подводные камни?. Страховая компания может проводить своё расследование ДТП, и отказывать в выплате как в случае мошенничества, так и в случае умышленных действий виновника и т.п.
Однако главный камень преткновения не в этом.
Лимит ответственности, то есть максимальный размер выплаты, страховой компании при таком оформлении ДТП будет меньше, чем в случае вызова ГАИ. Он утверждается Госфинуслуг по представлению МТСБУ, и пока предполагается, что он будет в размере 10 тысяч гривен. То есть покрывать он будет только крайне незначительные повреждения для сколько-нибудь современного автомобиля.
Вот здесь возможны проблемы после того, как выяснится, что размер ущерба существенно больше, ведь оценить его прямо на месте ДТП обычно возможности нет. Если само ДТП не оформлено, и соответственно, нет ни админпротокола, ни постановления суда, то официально виновность никто не определяет. И взыскать в порядке гражданского судопроизводства сумму, превышающую лимит ответственности страховой компании, будет достаточно проблематично, если признавший вину в ДТП при заполнении сообщения для страховой компании впоследствии от этого признания откажется. Это ведь только постановление суда обязательно при рассмотрении гражданского дела в части определения виновности того лица, в отношении которого оно вынесено. Сообщение о ДТП такой силы не имеет. Первичных документов, составленных ГАИ, также нет, то есть нет и схемы с размерами,так что суд будет даже лишён полноценной возможности назначить судебно-автотехническую экспертизу для определения виновности в ДТП.
Между тем, случаи, когда виновник ДТП начинал обжаловать постановление суда, только узнав о размере ущерба, превышающем размер страховой выплаты, бывают даже при оформлении происшествия с участием ГАИ. При новой практике их, вероятно, будет намного больше, а судам находить решение станет труднее.
И даже несмотря на это, такие нововведения представляют собой благо и приближение к мировой практике. Именно приближение, потому что реально водитель не будет защищён страховкой гражданской ответственности при таких низких, как у нас, лимитах ответственности, которые часто не позволяют избежать ?доплаты? за причинённый ущерб, а в таких условиях обязательное страхование воспринимается не как защита, а как во многом бесполезные затраты.
Но это, как и правила определения ущерба, причинённого повреждением транспортного средства, - тема отдельного разговора, к которой мы, наверное, ещё вернёмся.

(С) Вадим Володарский, 2011г.




перейти к списку статей к началу страницы


ВНИМАНИЕ! Использовать авторские статьи Вадима Володарского на своих сайтах можно только при четком и ясном указании ссылки на сайт-источник.

 
Дружественные ссылки