On-line консультация
      Адвокат Вадим Володарский
Ваше право - без страха на дорогах!




  Распечатать визитку
  Отправить E-mail
  Консультация  Правовая помощь и цены  Информационные статьи  Книги В.Володарского  Написать письмо

Платная правовая помощь online
Вход
Логин:
Пароль:
Приветствую вас на моём сайте!

Этот сайт посвящён, прежде всего, правовому обеспечению дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и правовой безопасности владельцев и водителей транспортных средств.

Это сфера, где права человека в нашей стране нарушаются едва ли не чаще всего. И именно борьбе с такими нарушениями прежде всего посвящена моя профессиональная деятельность; хотя ещё одна специализация в моей деятельности - авторское право, также занимаюсь и "общеуголовной" юридической практикой, но именно автомобильно-дорожная сфера деятельности остаётся главной.

Надеюсь, что содержащаяся на страницах сайта информация окажется для вас полезной!

С уважением,
Адвокат Вадим Володарский


Авторские статьи
ДОГОВОР УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ВЫГОДЫ.

В своих статьях мне неоднократно приходилось обращаться к теме передачи управления, в частности, наёмному водителю, и к отрицательным последствиям в части невозможности возмещения ущерба, причинённого собственнику по вине такого наёмного работника. В рамках действующего законодательства обойти установленную защиту прав недобросовестного работника бывает крайне сложно.

Есть и другие случаи, когда традиционно действующее законодательство не обеспечивает достаточной гибкости в части  передачи транспортного средства. Например, необходимость нотариального удостоверения договоров аренды транспортных средств, если хотя бы одной сторонй является физическое лицо. На практике при наличии фактических отношений аренды (это очень распространённые отношения, например, в случае с автомобилями такси или маршрутными микроавтобусами) договор либо заключается в простой письменной форме, что автоматически влечёт его ничтожность с момента заключения, либо подменяется обычной доверенностью. И в том, и в другом случае при ДТП по вине одителя возникает множество вопросов по возмещению ущерба, как причинённого самому собственнику транспортного средства, так и третьим лицам. Решаются эти вопросы исключительно по-разному, в зависимости от специфики оформления документов (и правоотношений с третьими лицами) в каждом случае.

Примерно то же самое относится к случаям, когда физическое лицо ? собственник автомобиля хотело бы иметь персонального водителя. Оформлять с ним трудовой договор (с соответствующей регистрацией) ? на это практически никто не идёт. В результате такие водители, как правило, работают, по сути, полулегально, в результате чего возникает, опять же, множество вопросов при возмещении ущерба (помимо прочих негативных последствий).

Даёт ли законодательство Украины возможность решить возникающие проблемы?

Осмелючь утверждать, что да. По крайней мере, в подавляющем большинстве случаев. Эти возможности дают положения главы 70 Гражданского кодекса Украины, регулирующей отношения управления имуществом.

Здесь следует отметить, что речь идёт не только о транспортных средствах, согласно нормам указанной главы, объектом управления может быть практически любое  имущество, а не об управлении в смысле, понимамемом ПДД. В то же время, ст.1038 ГК прямо предусматривает право управителя осуществлять фактические и юридические действия относительно переданного в управление имущества. Практически никаких ограничений на их объём, предусмотренный в договоре, не существует. Так что управление транспортным средством вполне может входить в этот объём, наряду со многими другими действиями, такими, например, как предоставление транспортного средства на техосмотр, его ремонт (самостоятельно или путём заключения соответствующизх договоров со специализированными предприятиями), страхование и пр.

Немаловажно и то, что согласно ст.1031 ГК договор управления имуществом заключается в простой письменной форме, нотариальное удостоверение необходимо только для недвижимого имущества, в отличие от договоров аренды.

Правда, есть некоторые другие ограничения. Установителем управления может быть только собственник имущества. А управителем ? субъект предпринимательской деятельности. Т.е. если речь идёт о физическом лице, то обязательна его регистрация как частного предпринимателя. Правда, в случае, если с таким предпринимателем, плательщиком единого налога, работать вместо традиционной схемы с трудовыми отношениями, то появляются дополнительные преимущества в виде экономии на налогообложении. Зато большое преимущество такой схемы в том, что управитель может совершать как фактические, так и юридические действия, предусмотренные договором, зато действует без доверенности (что прямо предусмотрено ч.4 ст.1033 ГК). Самого факта наличия такого договора уже достаточно.

Также выгода от договора может быть предусмотрена, фактически, в любой форме, как и вознаграждение управителя. Выгода (причём выгодоприобретателем может быть не обязательно собственник имущества) может заключаться как в транспортном обслуживании, так и в получении прибыли в результате эксплуатации транспортного средства. Равным образом вознаграждение и затраты на управление имуществом могут выплачиваться собственником в виде прямых сумм. А могут, если эксплуатация транспортного средства приносит прибыль, вычитаться из выручки в свою пользу управителем. Всё зависит от положений конкретного договора.

Более того, согласно ст.1041 ГК, управитель может передать управление имуществом другому лицу ? заместителю. Опять же, елсли, по общему правилу, это предусмотрено договором. Причём для заместителя быть субъектом предпринимательской деятельности не обязательно.

Одно из важных положений заключается в том, что согласно ст.1043 ГК, управитель несёт ответственность перед собственником имущества и выгодоприобретателем, причём мало того, что полную, так ещё и не только с достаточно расплывчатой формулировкой ?если он не проявил достаточной заботы об интересах установителя управления или выгодоприобретателя?, но и фактически при такой же формулировке, как и владелец источника повышенной опасности ? ?если не докажет, что убытки возникли вследствие непреодолимой силы, виновных действий установителя управления или выгодоприобретателя?. Т.е., по сути дела, здесь можно говорить об ответственности управителя без вины.

Правда, согласно этой же статьи, не исключается ответственность установителя управления перед третьими лицами. Но, во-первых, она, по сути, ограничена стоимостью переданного в управление имущества, в данном случае автомобиля. (В случае ДТП стоимость самого этого имущества, в данном случае автомобиля, существенно снижается.) За пределами этой стоимости установлена субсидиарная ответственность самого управителя. (В случае с обычными трудовыми отношениями ответственность работодателя, по сути, не ограничена ничем.) Во-вторых, и эти убытки возможно с управителя взыскать в порядке регресса, опять же, в отличие от случая ?классических? трудовых отношений. В-третьих, если договор управления не предусматривает перерегистрации транспортного средства на управителя (а делать это просто незачем, в крайнем случае, если есть такая необходимость, можно оговорить получение на основании договора управления имуществом временного регистрационного талона), то если собственник автомобиля не был непосредственно ответчиком по делу, оснований для возложения взыскания на его имущество нет.

Поскольку управителем может быть как физическое лицо ? предприниматель, так и юридическое лицо, а установителем управления ? вообще любой собственник, то возможны самые различные схемы работы. Начиная от самой простой ? физлицо или предприятие заключает с управителем договор, согласно которого управитель осуществляет фуекции водителя транспортного средства и необходимые меры по его обслуживанию, за что получает фиксированную плату (достигается, как уже говорилась выше, некоторая выгода в налоговом отношении, а также ответственность водителя в случае ДТП или каких-либо других происшествий). Возможны варианты, когда автомобиль эксплуатируется с целью получения прибыли, и выручка передаётся выгодоприобретателю полностью (с последующей выплатой вознаграждения управителю) или управитель непосредственно оставляет себе из этой выручки вознаграждение и суммы, необходимые на расходы по содержанию транспортного средства. И в этом случае, однако, ответственность управителя остаётся. Возможны и комбинации этих вариантов: например, собственник предприятия имеет транспортное средство в личном пользовании, ездит по длелам работы, но хотел бы нести расходы на оплату труда водителя и содержание самого автомобиля за счёт предприятия. В таком случае имущество может быть передано в управление такому же частному предпринимателю, который уже заключает договор на транспортное обслуживание предприятия, естественно, за плату, в свою очередь, передавая часть выручки (за вчетом своего вознаграждения) выгодоприобретателю?

Фактически по такой же схеме может работать прокат автомобилей (который из-за требования нотариального удостоверения договоров аренды транспортных средств физлицами вообще оказался у нас на полулегальном положении): автомобили могут быть переданы в управление частному предпринимателю, который, в свою очередь, передаёт их клиентам как ?заместителям?. Все взаиморасчёты могут быть подробно прописаны в договоре, правда, в этом случае ответственность перед собственником несёт управитель, однако, в свою очередь, может требовать возмещения ущерба в порядке регресса.

Естественно, этот перечень схем работы с использованием данного типа договора ни в коем случае не является исчерпывающим, в каждом конкретном  случае договор может быть адаптирован под конкретные нужды собственника транспортного средства.

Таким образом,  использование договора управления имуществом может помочь установить нужные парвоотношения сторон и избежать излишних рисков для собственника при использовании транспортных средств как в коммерческой, так и  внекоторых других сферах.

 

(С) Вадим Володарский, 2008г.

 




перейти к списку статей к началу страницы


ВНИМАНИЕ! Использовать авторские статьи Вадима Володарского на своих сайтах можно только при четком и ясном указании ссылки на сайт-источник.

 
Дружественные ссылки